Начало сезона в чемпионате Нидерландов по мотокроссу обещало стать исключительно зрелищным, так как на старт вышли ведущие гонщики страны и Европы. Для проведения соревнования был выбран Харфсен. Этот городок расположен в центре Нидерландов и известен своей долгой историей как центр мотоспорта. Здесь находится одна из старейших и популярных мототрасс страны, идеально подходящая для проведения кроссовых соревнований.
Благодаря живописной местности, окружающей трассу, здесь созданы все необходимые условия как для гонок, так и многочисленных болельщиков. Местоположение в самом сердце Нидерландов позволяет обеспечить максимальное вовлечение фанатов со всей страны. Поэтому не случайно именно в Харфсене традиционно проводится стартовый этап национального чемпионата.
Были большие надежды в контексте ожидания. Болельщики настроились на мощное противостояние на трассах, и первые же заезды в Харфсене оправдали эти надежды, к сожалению, совсем не в положительном ключе. Тяжелая травма Уэсли Дьедонна нанесла болезненный удар по эмоциям болельщиков.
Подробнее
Первый же этап первенства Нидерландов по мотокроссу оказался для Уэсли Дьедонна полным испытаний и неудач. В стартовом заезде класса 250сс бельгийцу удалось финишировать только девятым, а во второй гонке произошел горький оборот событий: из-за падения Уэсли пришлось остановить всю гонку. Его срочно доставили в ближайшую больницу, где врачи поставили тяжелый диагноз: мотогонщик получил множественные переломы в области таза, позвоночника и ребер. Дебютный этап национального первенства Нидерландов обернулся для бельгийского спортсмена настоящей драмой.
Врачи поставили тяжелый прогноз, и точное время восстановления Уэсли неизвестно. По всей вероятности, период реабилитации затянется как минимум на половину всего чемпионата. Судя по масштабу и роду полученных спортсменом травм, скорого возвращения к соревновательной деятельности ждать явно не приходится. В частности, все усилия придется сконцентрировать на кропотливом процессе восстановления разбитого тела. Гонщику предстоит сложнейшая борьба за восстановление физической формы и здоровья.
Справка
Чемпионат Нидерландов по мотокроссу является одним из самых престижных и уважаемых первенств в этом виде мотоспорта. В нем задействовано несколько десятков лучших пилотов страны, соревнующихся в нескольких классах: от начинающих юниоров до топ-гонщиков категории MX1. Проводится серия из 8 этапов на самых известных мототрек Нидерландов, включая такие легендарные локации как Влотен, Осс или Арнем. Каждая гонка состоит из двух заездов, а победители определяются по сумме набранных очков. Национальный чемпионат пользуется огромной популярностью среди местных болельщиков и является важной ступенью в карьере европейских пилотов.
Уровень конкуренции на этапах Чемпионата Нидерландов по мотокроссу традиционно высочайший. В силу сильнейшей школы страны, в первенстве задействованы лучшие гонщики местного зачета, способные бороться на равных с ведущими европейскими пилотами. Каждый заезд представляет собой настоящее шоу борьбы «колесо в колесо», где малейшая ошибка или промедление может стоить позиций. При этом результат зависит не столько от мотоцикла, сколько от индивидуального мастерства и физической подготовки спортсменов. В таких невероятно плотных баталиях даже опытнейшим гонщикам нелегко отстоять свое место на пьедестале почета.
Риски спорта высоких достижений
Мотокросс относится к наиболее опасным видам мотоспорта, так как высокая скорость и сложные трассы с каменистым грунтом, бурными и крутыми поворотами представляют постоянную угрозу для здоровья пилотов. Любая ошибка или потеря управления на скоростях до 80 км/ч может привести к столкновению с препятствиями и коварным переворотам мотоцикла, ежегодно уносящим жизни даже самых опытных гонщиков. При этом травмы конечностей, позвоночника и внутренних органов оказываются результатом даже небольших аварий, в чем сейчас горько убеждается Уэсли Дьедонн.
В мотокроссе предпринимаются серьезные усилия по снижению аварийности и предотвращению травм. Трассы оснащаются защитными барьерами, съемными элементами и мягкими отбойниками, которые поглощают энергию от столкновений. Пилоты обязаны использовать защитное снаряжение высочайших стандартов: каски, комбинезоны с подкладками, шейные воротники и системы HANS, которые спасают от переломов позвоночника. Технический регламент строго ограничивает мощность мотоциклов для юниоров. Врачи постоянно находятся на трассах, а эвакуация и доставка пострадавших в клинику занимает минимум времени.
За десятилетия развития мотокросс претерпел значительные изменения в правилах, направленные на снижение опасности для здоровья гонщиков. Были ужесточены требования к защитному снаряжению пилотов, включая обязательное использование стабилизаторов головы. Изменились технические характеристики мотоциклов, ограничили мощность машин для юниорских классов. Трассы стали проектироваться с учетом безопасности: с доработкой ограждений, установкой отбойников и секций для эвакуации. Ввели жесткие штрафы за нарушения правил поведения на треке. Благодаря этим и многим другим преобразованиям удалось существенно снизить травматизм на соревнованиях.
Несмотря на огромный объем проделанной работы по обеспечению безопасности в мотокроссе, полностью ликвидировать риски для здоровья пилотов и в дальнейшем не представляется возможным. Очень высокие скорости, сложный рельеф трасс и аспект человеческого фактора продолжают оставаться существенной опасностью даже при соблюдении всех мер предосторожности. Любая мелкая ошибка ведет к катастрофическим последствиям. Поэтому, несмотря на все старания организаторов и регуляторов, такие несчастные случаи, как с Уэсли Дьедонном, наверняка будут происходить и в дальнейшем, это – неизбежная цена за такое зрелище и адреналин мотокроссовых заездов.
Характерные травмы
Столкновения при езде на мотокроссовых мотоциклах на высокой скорости нередко приводят к тяжелым переломам конечностей – костей рук, ног, таза. Такие травмы, как правило, возникают в результате неудачных падений на твердую поверхность трассы или столкновений с препятствиями. Очень опасными для здоровья являются также ушибы и переломы позвоночника, которые нередко сопровождаются повреждением спинного мозга. Также характерными являются сотрясения головного мозга, ушибы внутренних органов, особенно при столкновении грудной клетки с рулевой колонкой мотоцикла. Все это делает мотокросс крайне рискованным видом спорта.
Вопрос восстановления
После получения серьезной травмы на мотокроссовых соревнованиях начинается длительный процесс восстановления спортсмена. Прежде всего проводится хирургическая фиксация переломов и вправление вывихов. Затем наступает фаза реабилитации, включающая лечебную физкультуру и массаж для восстановления двигательных функций, укрепления мышечного каркаса. Параллельно выполняется специальная терапия для ускорения регенерации костной и связочной тканей. Этапами возвращения к тренировкам являются занятия в бассейне, на велотренажерах и спустя несколько месяцев – езда на мотоцикле по пологим склонам. Восстановление занимает от полугода до года интенсивных усилий.
В мотокроссе, учитывая высокий риск травм, нередки случаи, когда гонщикам приходится принимать тяжелое решение об окончании своей спортивной карьеры. Даже после успешного восстановления от переломов, у пилота могут остаться последствия в виде хронических болей или снижения подвижности, не позволяющих в дальнейшем выступать на прежнем уровне и сражаться за призовые места. Это особенно актуально для спортсменов, получивших серьёзные повреждения позвоночника или внутренних органов. Одним словом, одна неудача на треке зачастую означает необратимый уход из любимого дела. Болельщики искренне надеются, что бельгиец сможет восстановиться.