В январе команда Yamaha выступила на знаменитых ралли «Дакар», оснастив новые мотоциклы WR450F Rally системой Omnicomm для контроля расхода топлива. Это позволило модернизировать топливную систему. Данное инновационное решение обеспечило гонщикам точные онлайн данные об оставшемся топливе и расходе с погрешностью менее 1%. По сути, дало доступ к ключевой информации для победы в экстремальных условиях ралли. Первый опыт применения системы Omnicomm на мотоциклах Yamaha подтвердил надежность и практичность этого решения для контроля топлива даже в самых сложных гоночных условиях.
В гонках такого масштаба и сложности, как «Ралли Дакар», подбор и подготовка мотоциклов имеет решающее значение для результатов. Используемые модели Yamaha WR450F Rally обладают мощным современным двигателем, позволяющим развивать высокие скорости на длинных этапах, но вместе с тем отличаются повышенной надёжностью и простотой в обслуживании, что критично в условиях бивуака. Команда YMF проводила тщательную модернизацию ходовой части, подвески и топливной системы мотоциклов, тестировала их в экстремальных условиях, ставя целью обеспечить пилотам технику, способную выдержать тысячи километров на грани возможностей по пересечённой местности и способную решать задачи победы на самом сложном ралли мира.
Даже самые опытные и титулованные пилоты подвержены риску проигрыша из-за технических проблем на гонках подобного масштаба. Несмотря на максимально тщательную подготовку мотоциклов, в суровых условиях «Ралли Дакар» многое зависит от случайных факторов. Например, поломка может произойти не по вине пилота при наезде на камни или ямы на скорости сотен километров в час. Любая техническая неполадка или даже просто, на вид, незначительная поломка в отдаленном районе пустыни может стоить гонщику драгоценного времени на ремонт и отбросить назад в общем зачете, лишив шанса на победу даже самого титулованного чемпиона.
Сильные пилоты теряли высокие места из-за сбоев техники. Так, на «Дакаре-2014» итальянский мотогонщик Паоло Пиччони, многократный победитель, лидировал почти на протяжении всей гонки. Однако за 300 км до финиша из-за поломки радиатора его KTM остановился. Опыт и мастерство не помогли. В итоге добраться до ближайшего бивуака пешком он смог только к ночи. Из-за потерянного времени на ремонт Пиччони финишировал лишь 15-м, упустив шанс на очередную победу. А на «Дакаре-2013» лидировавший американец Робби Гордон также лишился призового места. В частности, на следующий день после его лидерства его Husqvarna сломалась, потребовав длительного ремонта.
Мотоцикл для гонок такого уровня должен соответствовать максимально жестким требованиям. Он должен иметь мощный двигатель для разгона на длинных этапах, но при этом быть надежным и экономным в расходе топлива. Шасси необходимо обладать исключительной прочностью компонентов для выдерживания колоссальных нагрузок и ударов в условиях бездорожья, но при этом оставаться маневренным. Подвеска должна эффективно фильтровать неровности почвы при любых скоростях. Топливная система требует высокой ёмкости баков и точности подачи топлива на любых режимах работы двигателя. Тормоза, сцепление и трансмиссия должны быть надежны и долговечны. Только если мотоцикл соответствует этим жестким критериям, он способен проехать тысячи километров по экстремальным трассам.
При подборе техники для гонок команды обращают внимание на множество критериев. Прежде всего, тщательно изучается конструкция двигателя: его мощность, крутящий момент, рабочий диапазон оборотов. Оценивается долговечность узлов и агрегатов при больших нагрузках. Изучается шасси: исследованию подлежат прочность рамы, элементов подвески, тормозной системы.
Особое внимание уделяется качеству и стойкости материалов, из которых изготовлены детали. Также рассматривается эргономика – удобство управления и обслуживания мотоцикла в сложных условиях. Проводятся тесты на надёжность, ресурс, производится сравнение с аналогами. Пилоты опробуют транспортное средство в условиях, максимально приближенных к гоночным. Подбирается запасные части и инструменты. Только после тщательной проверки по этим критериям мотоцикл допускается к участию в гонках, где от него требуется абсолютная надёжность.
Ралли-рейд «Дакар» – это одни из самых сложных и престижных мото- и автогонок в мире по трассе общей протяжённостью 8000-12000 км, проходящие преимущественно по бездорожью. Соревнования проводятся с 1978 года по маршруту Париж-Дакар, а впоследствии меняли локации старта и финиша, перемещаясь в Южную Америку и Африку. Гонщикам необходимо преодолевать до 15 этапов в течение 14 дней, средняя скорость составляет 80-100 км/ч, а максимальная – до 160 км/ч по пересечённой местности. Это испытание не только технических возможностей мотоциклов и авто, но и физической и психологической выносливости пилотов, их ориентирования, навыков ремонта в полевых условиях.
Гонки «Ралли Дакар» являются истинным испытанием для пилотов и техники, так как проходят по бездорожью, в условиях жары до 50 градусов днем и холода ночью с перепадами температур, пыльных бурь с низкой видимостью, отсутствия воды и сложностей с дозаправкой на больших отрезках. Часть приходится на район удаленных мест с малым шансом на быструю помощь при поломке, с каменисто-скалистыми участками и зыбучими песками разной глубины, требующими ориентации по координатам в бескрайних просторах без дорог. И все это серьезно испытывает пилотов и их технику на 8-12 тысячах километров маршрута.
Ралли «Дакар» привлекательно для зрителей тем, что представляет собой уникальное соревнование гонщиков со всего мира, преодолевающих тысячи километров по экстремальным трассам пустынь и бездорожья, где им приходится бороться не только друг с другом, но и с суровыми природными условиями, техническими неполадками, усталостью. Это захватывающее приключение на грани возможного, где любая мелочь, случайность может решить исход, а пилоты демонстрируют невероятные навыки вождения, ориентирования и ремонта. Болельщики с нетерпением ждут результатов каждого дня гонок, следят онлайн за ходом соревнований, болеют за лидеров и своих любимых гонщиков.
Для того чтобы стать чемпионом ралли «Дакар», пилот должен обладать целым комплексом уникальных качеств: высочайшей технической подготовкой, способностью безошибочно управлять мотоциклом/машиной на предельных скоростях по сложным трассам. А ещё – физической закалкой и выносливостью, необходимыми чтобы несколько суток подряд преодолевать по 400-500 км за этап. Он должен владеть хладнокровием в стрессовых ситуациях; навыками ремонта в полевых условиях; ориентацией на местности по координатам; умением принимать решения в экстремальных ситуациях; настойчивостью и силой воли, позволяющими после возможных неудач шаг за шагом приближаться к победе на сложнейших соревнованиях планеты.