Гонщики команды Башкоркостана продемонстрировали свое превосходство и на втором этапе Суперлиги Кубка России по мотокроссу в Благовещенске. Они не оставили шансов конкурентам. Красников, Колтаков и Буланкин, набрав 28 очков, во второй раз подряд оказались на первом месте.
Ледяной спидвей – необычная дисциплина, которая представляет собой соревнования по мотокроссу, проводимые на тех же автодромах, которые используются для обычного мотокросса, только в зимний период их барьеры и повороты выстланы ледяным покрытием. Иногда соревнования проходят непосредственно на замерзших озерах и прудах. Гонщики движутся по часовой стрелке по трассе длиной 260-425 метров. Формат заездов и система начисления очков аналогичны общепринятым правилам спидвея. Пилотам необходимо проявлять максимальное мастерство, чтобы справиться со льдом, местами неровным и хрупким, не допустить падений и поломок техники.
Ледяной спидвей может похвастаться рядом интересных фактов: во-первых, это один из самых опасных видов мотоспорта, так как неровная и хрупкая поверхность льда резко повышает риск получения травм при авариях. Во-вторых, первые официальные соревнования по ледяному мотокроссу состоялись еще в 60-х годах прошлого века в СССР. В-третьих, рекорд скорости на трассе принадлежит российскому пилоту, который разогнал свой мотоцикл до 108 км/ч. Также известно, что в холодные зимы гонки иногда проводят не только на замерзших водоемах, но даже на ледниках в Альпах и на Севере. Это делает ледяной спидвей одним из самых экстремальных видов мотоспорта.
История ледяного мотокросса уходит корнями в 60-е годы прошлого века, когда в СССР начали проводиться первые официальные соревнования по мотогонкам на льду. Благодаря популярности этого экстремального вида спорта среди мотоциклистов, уже в 70-х годах ледяной мотокросс получил широкое распространение в странах Северной и Восточной Европы. В России данный вид авто- и мотоспорта активно развивался вплоть до 90-х годов, а затем на непродолжительное время пришёл в упадок. Однако уже в 2000-е годы благодаря усилиям российских федераций и клубов любителей экстремальных видов спорта ледяной мотокросс возродил свою популярность и в наше время прочно занял достойное место в мировом мотоспорте.
В настоящее время в России активно развивается как любительский, так и профессиональный ледяной мотокросс. Проводится всё больше открытых и первенственных соревнований в различных регионах страны, благодаря чему возрос популярность этого вида спорта. Федерацией мотоспорта России разработана единая регламентация соревнований, что повысило качество подготовки гонщиков и проведения гонок. Многие клубы любителей ледяного мотокросса занимаются подготовкой новых пилотов и организацией этапов чемпионатов. Также идёт работа по популяризации данного вида спорта среди массовой аудитории через социальные сети и трансляции гонок.
В ближайшие годы ледяной мотокросс, по прогнозам экспертов, имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития. Ожидается рост популярности этого вида спорта благодаря расширению географии проведения соревнований, в том числе на международном уровне. Прогнозируется привлечение большего количества спонсоров, что позволит поднять уровень организации этапов и награждения победителей. Также в ближайшие годы в России, вероятно, может начать проведение коммерческих гонок, что сделает ледяной мотокросс более зрелищным и доходным видом спорта. Все это, несомненно, будет способствовать росту числа поклонников и повышению статуса этого экстремального зимнего вида спорта в мире.
Для участия в соревнованиях по ледяному мотокроссу необходим специализированный легкий мотоцикл весом не более 85 кг с широкопрофильными шинами глубокого протектора для обеспечения хорошего сцепления с льдом, желательно оснащенный дополнительной гидравлической вилкой и регулируемой задней подвеской для компенсации неровностей ледяного покрытия, имеющий мощный двигатель рабочим объёмом 250-450 см3 и пониженный центр тяжести, повышающий устойчивость при движении на скользкой гоночной поверхности.
Летняя подготовка спидвеистов к соревнованиям на льду включает в себя разнообразные тренировки. Спортсмены занимаются на тренажерах, имитирующих скольжение – это позволяет оттачивать технику стартовых рывков и позиционных движений. Немаловажную роль играет силовая подготовка в зале – укрепление мышц ног, спины, рук помогает лучше удерживать санки. Также проводятся интервальные пробы на беговых дорожках для повышения скоростных качеств. Большое внимание уделяется работе с психологом. В частности, необходимо научиться справляться с возбуждением перед заездом. Все эти комплексные тренировки позволяют спортсменам зимой показывать высокие результаты на крупнейших мировых стартах.
Психологическая подготовка спидвеистов играет огромную роль, так как гонки сопряжены с высокими скоростями и риском. Психолог научает гонщиков эффективно управлять волнением и сосредотачиваться только на дорожке. Отрабатываются техники самомотивации и визуализации успешного прохождения трассы. Большое внимание уделяется работе над стрессоустойчивостью и способностью сохранять концентрацию в самые ответственные моменты, например, при обгонах. Психологические тренинги позволяют спортсменам научиться управлять эмоциями и проявлять высокую хладнокровность даже в экстремальных ситуациях, что имеет решающее значение для достижения вершины пьедестала.
Отработка умения справляться со страхом в спидвее является важным элементом психологической подготовки. Спортсмены на тренировках искусственно создают стрессовые ситуации, например, имитируют поломки на трассе или падения саночников перед стартом. Это позволяет тренировать контроль эмоций и сосредоточенность. Параллельно отрабатываются приемы релаксации и самогипноза, помогающие вернуть уверенность. Большое значение имеет работа со страхами на индивидуальных занятиях – спортсмен научится идентифицировать триггеры и не давать им влиять на результат. Все эти методики позволяют гонщикам минимизировать негативное влияние страха и полностью сосредоточиться на дорожке.
В спидвее, как и в любом экстремальном виде спорта, существует повышенный риск получения травм. Самыми частыми травмами являются переломы и вывихи конечностей, особенно голеностопных суставов, так как именно на них ложится вся нагрузка при маневрировании на больших скоростях. Также достаточно часты разрывы связок коленного и голеностопного суставов. Не менее опасны для здоровья сотрясения и ушибы головного мозга в результате столкновений и падений на лёд с высокой скорости. Кроме того, спортсмены часто получают ушибы и переломы ребёр, при падении ударяясь о борта санок или лёд. Своевременная медицинская помощь и реабилитация в таких случаях имеют решающее значение.
Процесс реабилитации после травм в спидвее проводится четко по индивидуальной программе восстановления. Сразу же после нейрохирургического или ортопедического вмешательства начинается комплекс физиотерапевтических процедур: ЛФК, массаж, электрофорез лекарств, для снятия болевого и воспалительного синдрома. Параллельно назначаются допинговые препараты, ускоряющие регенерацию костной и связочной ткани. По мере уменьшения болей и приостановки воспаления начинается этап восстановления объемов и качества движений в суставе, а затем: работа над восстановлением мышечной массы и силы. Спортсмена постоянно контролирует врач, корректируя программу в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Для того чтобы добиться высоких результатов и побеждать в спидвее, спортсмен должен обладать целым комплексом качеств. Прежде всего, это высочайший уровень скоростных и координационных способностей для маневрирования на больших скоростях. Также необходима выносливость и сила для того, чтобы сохранять высокий темп на протяжении всей дистанции. Не менее важны хладнокровие, концентрация и стрессоустойчивость для работы в условиях постоянного физического и эмоционального напряжения. Также чемпион должен обладать тактическим мышлением, уметь анализировать ситуацию на льду и принимать верные решения в ответ на действия соперников.